- Видео
- Изображения (9)
- Картины (6)
- Компьютерная графика (2)
- Художественное фото (1)
- Проза (28)
- Стихи (235)
- Городские (50)
- Песни (1)
- Праздничные
- Детские
- Лирика (53)
- О любви (62)
- О природе (3)
- Свалка (25)
- Философские (50)
- Юмор (4)
- Музыка (6)
Строфы
Прошлой зимой лазил по формумам и наткнулся на список строф. Он далеко не
полный, поэтому выкладывайте кто что найдет, включая то, что увидено или
создано вами.
1 Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый
всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки.
Системы рифмовки:
1.1 Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с
четвертым (аабб)
1.2 Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым
(абаб)
1.3 Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй -
с третьим.(абба)
2 Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с
третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с
восьмым.
Схема октавы: абабабвв
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, несмотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.
Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
3 Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом
рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих
первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы -
с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным
стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Схема терцины:
аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.
Чёрный маг
Когда сгустится тьма вокруг
Ты словно раб предназначенья,
Начертишь кровью ровный круг,
Отбросишь жалкие сомненья.
Войдёшь в него, забыв про страх.
Тебя подхватят тьмы теченья.
Отбросишь тело, - бренный прах.
Ты с теми, кто во тьму шагнули!
Погасли огоньки в глазах.
А где твой дух, а не в аду ли?
4 Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в
лиро-эпической поэме "Евгений Онегин".
Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В
первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - смежная
(аабб), в третьем - кольцевая (абба), последние два стиха рифмуются друг с
другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и
Онегина).
абаб
ввгг
ддее
жж
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
5 Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из
разного количества стоп. Используется в балладах.
Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех
нечетных.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.
Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.
6 Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг,
употреблявшаяся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
7 Сонеты
7.1 Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на
два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях
применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для
обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схема рифмовки:
7.1.1
абаб
абаб
вбв
гбг
7.1.2
абба
абба
вгв
гвг
7.1.3
абаб
абба
ввг
ддг
Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе . Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
7.2 Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно
двустишие.
абаб
вгвг
деде
жж
My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red,
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damask'd red and white
But no such roses see I in her cheeks;
And in some perfumes is there more delight
Than in that from my mistress reeks.
I love to hear her speak, yet well I know,
That music hath a far more pleasing sound;
I grant I never saw a goddess go;
My mistress, when she walks; treads on the ground.
And yet, by heaven, I think my love as rare
As any she belied with false compare.
8 Лимерики (лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки -
аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая
строки состоят из меньшего количества стоп.
*Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который
издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко
использовались каламбуры и неологизмы.
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка ?"-
Невозможная внучка из Йены.
К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
Теплокровный старик из-под Кобо
Чрезвычайно страдал от озноба
И доху на пуху,
И тулуп на меху
Он носил, чтоб спастись от озноба.
Вдобавок замечу.. Была идея ознакомиться со всеми известными строфами. Т.е.
как проходил процес:
1. Выбиралась интересующая меня строфа.
2. Давалась установка написания 9 (значимое для меня число, не знаю почему)
стихотворений с увеличением кол-ва стоп через каждые два стихотворения.
(Выглядело это дело так: 1,2 стихотворения - 5 строф, 3,4 - 6 строф, 5,6 - 7,
7,8 - 9 и 9 -9.
3. Экспериментировались 5 основных стоп в первых 5-ти стихотворениях
(анапест, ямб, амфибрахий и нелюбимые дактиль и хорей в произвольном
порядке), размер тоже выбирался произвольно и экспериментально.
4. В оставшихся 4-х стихотворениях я либо отдыхал, выбирая привычный ритм
(стопы) и размер, либо мучил себя в поисках лучшей подборки параметров для
данной строфы.
5.(доп) По желанию пробовались сочетания различной рифмы (мужской, женской,
дактилической, гипердактиля, по-моему, у меня не было).
*примеч. Успел использовать три вида строф, пока не наступила весна, по 9
стихов на каждую: катрен(самый обычный с перекр. рифмовкой), терцины и
октаву. С октавой по кол-ву строф в стихотворении не совпало с планом.
Причина проста: в катрене - 4 строки, в терцете - 3, в октаве - 8. 8 больше
4-х и 3-х, и тема исчерпывалась раньше, чем успевалась добавляться следующая
строфа.
Кому интересно, могут просмотреть стихотворения с "Не сотвори себе кумира" по
"Зрение".
Отправить комментарий